В какой семье выросла известный в районе педагог

Чему учили родители

Как быстротечно время. Оно не просто идёт, оно бежит, летит, мчится. 
Кажется, только вчера я, пятилетняя, держала в руках подаренный родителями «Букварь», рассматривая иллюстрации и читая слоги и слова. 
Мама, учитель начальных классов, покупала красочные и такие весёлые книги В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака и А. Барто. Проработав в школе 40 лет, моя мать, Анастасия Трофимовна Малькова, всю жизнь жила с убеждением: детская душа живо реагирует на красоту, доброту, порядочность и честность, что негласно, но очень ярко проявляется в детских книгах. И вот уже Том Сойер становится моим другом, и книга Ж. Верна «Таинственный остров» недолго лежала закрытой. Мой отец, Александр Петрович Мальков, участник Великой Отечественной войны, орденоносец, до самозабвения любивший русскую классическую литературу, незаметно подкладывает пушкинскую «Барышню-крестьянку». Отец прошёл всю войну, был ранен, получил инвалидность, но вернулся в строй. Рядом с боевыми товарищами раны болели меньше, да и дыхание победы чувствовалось всё сильнее. Отец всю войну читал книги, читал между боями, читал своим солдатам. Где он их брал, оставалось загадкой для солдат, но они привыкли к этому и ждали минуты затишья для встречи с прекрасным.
Наверное, книги помогли лейтенанту Малькову перенести чудовищную несправедливость и выжить в ГУЛаге, где он провёл с декабря 1944 года по март 1951 года. Восстановили в звании, вернули награды, определили инвалидность. Но страшное своим назначением слово ГУЛаг жило с ним всё время, жило памятью умерших товарищей, могилы которых так и не увидели родные. И там мой отец читал, там начал сочинять стихи:

Я возьму у друга
 кисть малярную
И на фоне спящих облаков
Подпишусь 
под звёздочкой полярною:
«Я – за мир, за дружбу». 
А. Мальков.

Отец очень много покупал книг, выписывал по почте, выписывал детские, а потом молодёжные журналы. Сколько было сделано открытий мною в тот период жизни. Были и стихи о любви, переписанные в отдельный блокнот, заучивались наизусть. Родители не препятствовали этому, но незаметно подкладывали исторический роман А. Толстого «Князь Серебряный». И «Белый клык» Джека Лондона был прочитан на одном дыхании.
Кажется, совсем недавно мы с отцом соревновались в чтении им же сочинённых стихов (он состоял в литературном кружке при районной газете «Куртамышская нива», в которой печатались его стихи, очерки, рассказы, фельетоны. Я газетные вырезки тех далёких лет храню), а мама была главным жюри:

Торжествуй, Россия-мать!
Немца-супостата
Мы сумели покарать.
Наше дело – свято!

А потом были книги американского писателя Т. Драйзера «Сестра Керри», «Дженни Герхардт» и другие. Я читала, читала за едой, в перерывах между домашней работой, перед сном, а иногда и вместо сна. Отец продолжал выписывать книги и читать, а потом рекомендовал мне. Была ли у него какая-то система приобщения меня к чтению или не было, но я влюбилась в книгу, и эта любовь по сей день живёт во мне. Помню, прочитала документальную повесть С. Смирнова «Брестская крепость». Не могу и поныне описать, какие чувства охватили меня. Гордость за наших солдат, чувство боли, какую-то вину перед погибшими, что? Я мечтала побывать на том историческом месте и побывала. И опять это необъяснимое чувство появилось. Наверное, гордость, что и я принадлежу к великому народу, не умеющему покоряться врагам. И опять, в который раз, я мысленно поблагодарила родителей за любовь к книге, а через книгу - любовь к Родине.
У родителей не было машины, не было телевизора, новости они слушали по радио. Мама вообще преклонялась перед чёрной тарелкой, которая в годы войны была единственной ниточкой, связывающей далёкое село с военными новостями. Так случилось, что в деревне не у многих было радио, и моя дорогая мать была политинформатором.
Мои родители могли себе позволить купить и то, и другое. Могли, но не хотели. Чувствовали мои мудрые родители, к чему это может привести. Как они были горды и счастливы, когда я стала студенткой филологического факультета пединститута и …купили телевизор, а когда я выучилась водить машину, купили мне её.
А сейчас горда и счастлива я. Горда тем, что уже 43 года несу мудрые мысли книг студентам педагогического колледжа. Счастлива тем, что мне в наследство от родителей досталась БИБЛИОТЕКА почти с 2-мя тысячами книг, которую с любовью собирал мой отец, оберегала мать, с наслаждением пополняю я, с удовольствием читают мои дети и выбирают с картинками мои внучки. И уже куплена весёлая и красочная детская книжка для моей 3-х месячной правнучки. Я – человек. И останусь им до конца жизни (а мне недавно исполнилось 68 лет), так как радоваться жизни и сострадать, дорожить дружбой и приходить на помощь, быть милосердной и обязательной - этому научили меня родители и книги.
Наталья Зубова, 
преподаватель русского языка 
Куртамышского педколледжа.

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Губернаторская Куртамышская кадетская школа отмечена Почетной грамотой облдумы

Все новости рубрики Общество