Добыча урана в Зауралье: быть или не быть?

Специалисты постарались успокоить жителей

О будущей разработке уранового месторождения Добровольного в селе Звериноголовском ходит немало слухов. Какое влияние на экологию и здоровье местного населения окажет добыча урана, волнует многих. Чтобы развеять опасения зауральцев и подробно рассказать о современных методах добычи стратегического сырья и перспективах его освоения, 12 октября в Звериноголовском был организован круглый стол.

Безопасен ли способ?

На мероприятие были приглашены представители холдинга по добыче урана АО «Атомредметзолото», видные деятели науки и уранодобывающей отрасли России, местные жители. Во время заседания, которое длилось более четырех часов, жаркие споры вокруг будущего освоения месторождения Добровольного не утихали. Напомним, ранее инициативные жители Звериноголовского выступали против разработки месторождения. По их мнению, добыча урана способом скважинного подземного выщелачивания может привести к экологической катастрофе. Но так ли это?

Участники круглого стола имели возможность высказать мнение о степени воздействия работ по добыче урана на окружающую среду. Обеспокоенные жители получили подробные разъяснения по поводу технологии добычи урана и ее безопасности.

Опытом эксплуатации урановых месторождений зауральского региона с присутствующими поделился генеральный директор АО «Далур» Николай Попонин. Демонстрируя презентацию слайдов, он подробно остановился на способе подземного скважинного выщелачивания.

Говоря простым языком, к месторождению пробуриваются скважины, через которые закачивается раствор серной кислоты. Проходя через руду, выщелачивающий раствор окисляет и растворяет только урановые минералы, при этом не растворяя саму руду. Все остальное, в частности радий, который является радиоактивным элементом, остается в недрах. Затем раствор, содержащий уран, выкачивается обратно, где поступает на перерабатывающую установку.

– Метод подземного скважинного выщелачивания на сегодняшний день самый передовой, эффективный и экологически безопасный для извлечения полезного компонента непосредственно на месте залегания. При

нем не сооружается никаких шахт, не делается карьеров. Природа сохраняется в первозданном виде. Выжженной земли, как многие считают, здесь нет, – отметил Николай Попонин.

– Мы ничего не вынимаем на поверхность, – продолжил кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «ВИМС» Александр Салтыков. – Радиоактивы мы не вытаскиваем, только чистый природный уран.

Здоровье – прежде всего

Больше всего жителей Звериноголовского интересовало, какое влияние освоение месторождения урана окажет на состояние здоровья.

– За 50 лет применения метода подземного скважинного выщелачивания, по данным Международного агентства атомной энергии, не было ни одного случая заболевания персонала лучевой болезнью, не говоря уже о населении, – заверил директор программ инновационного и технологического развития АО «Атомредметзолото» – членкорреспондент РАЕН Игорь Солодов. – Любой из вас может посетить населенные пункты вокруг АО «Далур» на Далматовском месторождении и пообщаться с людьми.

– Вы переводите твердое тело в жидкое состояние при разбавлении кислотой подземных вод. Там, на глубине 600 метров, громадное давление, рядом находится тектонический разлом. Какова вероятность того, что через 100 лет все это не вытечет в Тобол? – прозвучал встречный вопрос из зала.

– Нулевая! – заверил главный геолог УФ «Зеленогорскгеология» ВГУГП «Уралнедра» Анатолий Ладейщиков. – Потому что этот тектонический разлом находится под всеми осадочными толщами, он никак их не затрагивает. В него все воды, которые присутствуют в рудовмещающем горизонте, никак не пройдут.

Заслуженный геолог вместе со своей семьей на протяжении 35 лет живет вблизи Далматовского месторождения урана.

– Никаких последствий для здоровья на себе не ощущаем, – подчеркнул он. – Кроме того, после проведения разведочных работ мы прошли всю территорию с замерами и никаких превышений ни у одной скважины не обнаружили.

Главный гидрогеолог АО «Русбурмаш», член экспертного совета Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Софья Красных поддержала собеседника:

– Я 40 лет проработала гидрогеологом в Сибири, Монголии, на Кавказе, в том числе на урановых месторождениях. Гидрогеолог – это тот человек, кто всегда первым пробует любую воду на вкус. Сегодня мне померили радиоактивность моей руки. Она всего 8 единиц по прибору, то есть за 40 лет я не стала радиоактивной.

Специалист пояснила гидрогеологические особенности залегания месторождения и подчеркнула, что из-за перемежающихся глин и песков пробиться воде с ураном сквозь 600-метровую толщу некуда, поэтому она не может оказаться в ходе освоения месторождения в водонапорных колонках жителей.

Развенчивая мифы

О мифах и реальностях, связанных с экологией процесса добычи урана, рассказал доктор геологоинералогческих наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, член экспертного совета Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, лауреат Государственной премии СССР Михаил Шумилин:

– На любом урановом месторождении воды изначально заражены ураном, потому что он в какой-то мере в водах растворяется. В недрах месторождения Добровольного содержание урана в пластовых водах повышенное. Эти воды в любом случае для какого-либо водоснабжения использоваться не могут. При добыче значительная часть урана извлекается из недр. Следовательно, если рассматривать уран как вредный компонент, то его содержание при эксплуатации будет снижено. С этой точки зрения процесс освоения должен рассматриваться как экологически благоприятный. Кроме того, радиоактивен не уран, а радий, который накапливается в толще.

Михаил Шумилин также сообщил, что по проекту освоения Добровольного месторождения после разведывательных операций обязательно будет проведена государственная экологическая экспертиза.

На круглом столе также затрагивались вопросы требований законодательства и осуществления государственного геологического надзора при пользовании недрами. В заключение заседания местным жителям было предложено посетить АО «Далур» и продолжить совместный диалог с руководством предприятия.

– Пока не будет достигнуто соглашение с местными жителями, освоение месторождения Добровольного в Звериноголовском не начнется, – подчеркнул Виктор Святецкий.

Цифры и факты

• Урановые кладовые Курганской области были открыты в 1979 году.

• С 1982 года добыча урана ведется на Далматовском месторождении, на Хохловском месторождении Шумихинского района – с 2007 года.

• Уровень добычи урана с этих месторождений в 2015 году составил 590 тонн.

• Площадь месторождения Добровольное, находящегося на глубине 600 метров, составляет 32 квадратных километра. Месторождение имеет запасы урана 7 067 тонн.

МНЕНИЕ

Виктор СВЯТЕЦКИЙ, первый заместитель генерального директора – исполнительный директор уранового холдинга «Атомредметзолото»:

– Мы представляем государственную корпорацию «Росатом» и ее горнорудный дивизион, который обеспечивает нашу атомную отрасль урановым сырьем. Ответственность корпорации перед населением очень высокая. Мы выплачиваем налоговые отчисления на все уровни администраций. Также корпорация выполняет обязательства в области экологической безопасности и участвует в социально-экономическом развитии региона.

Что такое перспективы освоения месторождения? Это появление новых рабочих мест с достойной заработной платой, порядка 11 миллиардов рублей отчислений в региональный бюджет, 25–28 миллионов рублей отчислений ежегодно только в Звериноголовский район.

Дарья Багаева. Фото Александра Кадникова.