С песней по волнам жизни

Интересная служба моряка-подводника

 Уж теперь я моряк сухопутный, брошен якорь… - перебирая струны гитары – своей многолетней спутницы, запевает Владимир Андреевич Микушин.
Да, чуть более полувека этот человек живёт самой обычной жизнью: сейчас находится на заслуженном отдыхе, а до этого работал слесарем-наладчиком, сварщиком, мастером по ремонту гидравлики. Но иногда ему снится море, холодное Баринцево море.
Казалось бы, с чего в Белоногово – в живописном краю берёз и лечебных озёр – человеку должно сниться море? А всё дело в том, что Владимир Андреевич три года служил моряком-подводником на Северном флоте.
- Есть что вспомнить, что рассказать! – резюмирует он, и вопросы о том, что дали ему годы службы, отпадают сами собой.
- А вы знаете, как происходит посвящение в моряки-подводники при первом погружении? – спрашивает он.
Эту историю с огромным интересом слушают школьники и студенты, на встречи с которыми последнее время очень часто стали приглашать бывшего моряка-подводника.
- Когда лодка спустится на 100-метровую глубину, в одном из отсеков подвешивают кувалду, частично её смазывают солидолом. «Салагам» предстоит непростая задача - трижды поцеловать кувалду (чтобы и зубы не выбило, если море штормит, и солидолом не измазаться), а потом выпить кружку забортной воды, - вспоминает Владимир Андреевич и сразу морщится. - На вкус морская вода – тот ещё напиток: тягучая, горькая. Но традиции есть традиции. А вот когда лодка погружается первый раз, забортную воду пьёт вся команда. Примета такая - чтобы всплытий было столько же, сколько и погружений.
Три года службы в морфлоте – это очень интересный отрезок жизни Владимира Андреевича. Первые пять месяцев он провёл в учебном отряде в Северодвинске. Здесь он получил свою воинскую специальность электромеханика или, как говорят на флоте, служил в БЧ-5. А после был направлен в Западную Лицу, где базировались атомные подводные лодки.
- До сих пор перед глазами эта картина – военный городок, залив, пирс, а к нему пришвартованы лодки. Наша красавица - 670-й проект – стояла с краю, - вспоминает Владимир Андреевич.
Наш земляк принимал непосредственное участие в строительстве этой лодки, в испытаниях. На ней же совершил своё первое автономное плавание.
- 20 июня 1970 года мы по-тихому ушли в автономку. Отправились тогда с дружественным визитом на Кубу. Первое всплытие было через два месяца в Средиземном море. На воздухе мы находились всего четыре часа, первым делом все курящие конечно же начали курить, но после такого длительного перерыва многим после второй сигареты уже стало плохо. Боевая задача поменялась, и Кубу мы так и не увидели. Нужно было, чтобы нас обнаружил американский авианосец, а потом необходимо было уйти. Через два месяца мы всплыли уже в Баренцевом море.
Напоминанием о том походе Владимиру Андреевичу служит нагрудный жетон «За дальний поход». Такие вручали тем, кто пересёк экватор.
Рассказал бывший подвод-ник, почему одних на флоте называют «романчуками», других «леонтьевцами», третьих - «золоторёвцы». Оказывается, роте название давали по фамилии её командира.
- А вообще у нас в экипаже всегда царила хорошая дружественная атмосфера, не было ни панибратства, ни дедовщины. К командиру обращались, так было заведено, по имени-отчеству, - вспоминает Владимир Андреевич. - Оно и понятно: когда над тобой полкилометра воды и под тобой ещё больше, понимаешь, от тех, кто рядом, зависит многое и даже твоя жизнь.
Но не все воспоминания наполнены радостями. Ещё до службы Владимир Андреевич был знаком с Юрием Филатовичем Печерских, для него просто Юркой. Вместе они учились в Долговской школе. Вместе их призвали в Армию, и оба попали на флот. Во время учебки они часто вспоминали гражданку и строили планы на будущее.
Потом их пути разошлись: Юрий попал на базу в Гремиху. Последний раз своего друга, земляка и сослуживца Владимир Андреевич видел в ноябре 1969 года. Когда он вернулся на базу после испытания подводной лодки, узнал страшную весть: лодка К-8, на которой находился Юрий Печерских, затонула.
На память осталась фотография Юрия с подписью: «На память другу Вовке от друга Юрки. Вспоминай гражданку». Когда Владимир Андреевич прочитал строки стихотворения «Как молоды, подтянуты, красивы неброскою мужскою красотой! Пришли в подводный флот сыны России, чтоб годы службы мерить глубиной…» в книге о погибших моряках-подводниках О. Ю. Карлыковой «В строю героев - навечно!», сама собой родилась музыка, и теперь на всех встречах, посвящённых памяти Ю. Ф. Печерских, Владимир Андреевич исполняет эту песню.

"А вообще в репертуаре Владимира Андреевича много песен, связанных с морской тематикой. Поёт он под гитару, а может сыграть и на гармошке. Мелодии подбирает на слух – самоучка. Инструменты в доме были всегда. Его отец Андрей Григорьевич любил, когда играли на гармошке."

На третьем году службы в первой флотилии в Доме офицеров состоялась творческая встреча-концерт, посвящённая памяти морского пехотинца Героя Советского Союза Михаила Ивановича Сивко. Среди служащих провели прослушивание и отобрали для участия в концерте. В их числе оказался и Владимир Андреевич Микушин. Тогда в часть приехали советский композитор Ян Френкель и поэт-песенник Игорь Шаферан.
Этим фактом из своей биографии Владимир Андреевич по праву гордится. А что? На самом деле, не каждому довелось выступать перед такими известными людьми. Вот такой удивительный человек живёт в селе Белоногово: моряк-подводник, мастер на все руки, интересный рассказчик и музыкант. Кстати, в прошлом году в военкомате ему вручили медаль «325 лет Военно-морскому флоту России».

 

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Губернаторская Куртамышская кадетская школа отмечена Почетной грамотой облдумы

Все новости рубрики Общество