Центр старообрядческой культуры в селе Белоногово

Кто сохраняет славянские корни

В корне не согласна с утверждением, что один в поле не воин. Потому что есть люди с таким неравнодушным сердцем, когда один человек может заменить сотню вялых и безынициативных людей, боящихся лишний раз пошевелиться и что-то сделать. Примером жизненной стойкости и мужества может служить наша землячка из села Белоногово Анна Ульяновна Скоробогатова. Благодаря её инициативе и энтузиазму у нас в районе есть самобытный центр русской старообрядческой культуры «Истоки».
Здесь можно прикоснуться к старине, узнать о традициях и обычаях старообрядцев, увидеть старинные вещи, которым не одна сотня лет.

Берлин, Париж и Питер
- Объехал всю нашу необъятную Россию, но нигде больше не видел подобных музеев под открытым небом, где всё не стилизовано, а по-настоящему! - сказал о нашем центре Кирилл Анатольевич Крылов, преподаватель кафедры этномузыкологии и специалист по фольклору Санкт-Петербургской государственной консерватории, побывав в Белоногово в прошлом году.
- Хорошая здесь энергетика. Душа отдыхает! – отмечают все, кто посещал «Истоки».
- Сколько у нас гостей здесь побывало, не перечислить. Не только из разных регионов, но даже из других стран. Вот, например, приезжала из Франции внучка бывшего помещика, эмигрировавшего после революции за границу. Не знали мы, чем накормить эту француженку. Решили угостить по-русски: наливными шаньгами и караваями. Гостья была в восторге! – с улыбкой рассказывает Анна Ульяновна, а сама не отрывается от работы, ткёт половик и уже вспоминает о гостях из Германии.
- Нравится ткать! Каждый день этим занимаюсь, - говорит моя собеседница.
Тем более в прошлом году в рамках реализации проекта «Культура малой родины» Всероссийской политической партии «Единая Россия» в центр «Истоки» был приобретён ручной ткацкий станок, стенд-подставка для станка, сновальная рама, челноки, шпули, пряжа, нитки на сумму 87 500 рублей. А второй станок был собран из старых деталей и частей, которые многие современные люди сочли просто мусором. Анна Ульяновна рассказывает, что она ещё пять таких ткацких станков может собрать (детали есть) и проводить мастер-классы для всех желающих.
- Раньше в деревнях ткали-то все, а вот основу умели делать всего несколько человек. Поэтому пришлось поискать такую умелицу. И нашлась она в Куртамыше. Раиса Александровна Иноземцева три дня ездила ко мне в Белоногово, учила делать основу. Собирали станки наши белоноговские парни: деревянную часть – Егор Тельманов, а металлическую – Ваня Петренко, - говорит Анна Ульяновна.
Уютно, тепло в избе от русской печки и нехитрой крестьянской обстановки, в которой жили наши бабушки и дедушки. Ты словно попадаешь в детство. На столе стоит ароматный ягодный каравай.
- Ешь, - говорит мне хозяйка.
Я ем. Домашняя еда. От неё нет тяжести в желудке и лишних килограммов на талии. Да и где, как не в «Истоках», можно хоть на несколько часов вернуться в детство и поучиться житейской мудрости, ведь не хлебом единым жив человек…

Старообрядцы
Непростой была жизнь старообрядцев: и в царское, и в советское время. Бежав за Урал и в Сибирь, они быстро встали на ноги, обзавелись хозяйством, имели лавки и по несколько наделов земли. Не вкладывая деньги в предметы роскоши, золото и серебро, старообрядцы увеличивали хозяйство, отправляя свои товары даже в Европу.
Белоногово было основано в начале XVIII века и быстро росло, развивалось благодаря вот таким труженикам. Жители села постепенно наладили даже торговлю с Германией, поставляя товары на железную дорогу в Шумиху. А потом грянул 1917 год, коллективизация и раскулачивание. 118 семей раскулачили в родном селе Анны Ульяновны. В конце декабря 1929 года прошли собрания бедноты, из района прислали уполномоченного (никто из местных не соглашался на эту должность).
- Попробуйте только против тявкнуть, и вас раскулачим, - обратился он к тем местным, кто должен был сопровождать его по дворам (вспоминали потом старожилы).
Кто-то не стал дожидаться прихода комиссии, а вместе с добром уезжал в Сибирь и на Дальний Восток, где в тайге, подальше от чужих глаз, старообрядцы вновь строили деревни.
А до этого, после продразвёрстки в 1921 – 1922 годах, случился страшный голод, ведь отряды красноармейцев выгребли всё из тайников и хранилищ у крестьян после неурожая 1921 года. План по заготовкам был поставлен. Его надо было выполнять любой ценой. Цена оказалась велика…
- Люди весной в лес ползли, чтобы хоть что-то поесть. Кто-то так в лесу и помер. Зато, читая после архивные данные, я видела, что в столовую райисполкома в то же самое время выдавали сливочное масло, яйца, хлеб и даже шоколад, - говорит Анна Ульяновна.

Жизнь и судьба
Но моя собеседница, родившись гораздо позже всех этих событий, была активисткой, пионеркой, комсомолкой. Вот только жизнь советской школьницы вполне мирно сочеталась и с молитвами, и с чтением Евангелия на старославянском.
- Папина сестра, старая дева, тётка Екатерина жила в нашей семье двадцать лет. Она выводилась со всеми моими братьями и сёстрами. Но меня любила больше всех, как и я её, - вспоминает женщина.
Тётка брала маленькую Нюру на церковную службу, на крещение и на поминки. Её ставили на аналой, и она читала молитвы по-старославянски.
«Самое главное, Нюра, запомни Иисусову молитву. Она тебе всегда поможет», - напутствовала племянницу тётя.
Детей старообрядцы старались покрестить на третий день после рождения, их нательный крестик отличается только тем, что на нём нет лика Христа (кстати, до XIX века все кресты были такими). А по субботам дням белоноговцы старались обязательно подать три милостыни. 
- Когда я училась в третьем классе, тогдашний директор школы Фотей Кондратьевич Мазуров сказал моему отцу, чтобы со всеми церковными делами я «завязывала», а то получат все, - вспоминает Анна Ульяновна.
Не могла не рассказать женщина и историю знакомства своих родителей. Познакомились они в Берлине, буквально за несколько дней до капитуляции Германии. Ульян Мартемьянович Булатов встретил начало Великой Отечественной на службе в армии, часть находилась под Харьковом. Потом их перебросили в Бобруйск, в Белоруссию, там 7 июля 1941 года они попали в окружение, а затем в плен.
- Папа вспоминал, что у них в то время была одна винтовка на несколько человек, - говорит женщина.
Так он был угнан в Германию и попал на военный завод. Побывала вначале в немецкой деревне и, поработав на фермера, оказалась на другом военном заводе угнанная в «великий рейх» вместе с сестрой и Екатерина Иосифовна, мама моей собеседницы. Они, уроженки Украины, с самого начала войны в полной мере ощутили «прелести оккупации».
Ульяна Мартемьяновича из плена освободили американские солдаты. Он прошёл «фильтрацию», вернулся в армию и в поезде ждал отправку в Варшаву. А юная Катя, тоже став свободной, когда в Берлин вошли советские войска, бежала по перрону в надежде, что успеет заскочить в уже отправляющийся на Варшаву поезд...
- Буквально за шиворот папа схватил маму и втащил в открытый тамбур вагона. Судьба… - вспоминает Анна Ульяновна.
Невзлюбила молодую невестку свекровь Настасья Алексеевна, женщина властная и строгая. Характер у неё был железный: после смерти мужа она вырастила семерых детей, умела охотиться, делать всю мужскую работу, да ещё и слыла знатной знахаркой. «Видано ли дело, жена не двоеданка!» – говорила бабушка.

Центру быть!
А пути-дороги всегда в верном направлении вели Анну Ульяновну Скоробогатову.
- Словно кто-то сверху меня направляет и помогает, - задумчиво отмечает женщина.
После окончания сельскохозяйственного института она вернулась в родную деревню трудиться агрономом. Вот только перед этим почти год юная парашютистка Аня, после неудачного приземления, находилась в аппарате для сращивания костей, который разработал           Г. А. Илизаров. Сломанная в трёх местах нога опухала страшно. С препонами, но Анна получила от председателя колхоза разрешение уехать и поступить в сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева в Москве. А после её окончания стала преподавать агрономические дисциплины в техникуме в Херсонской области.
- Создала коллекционный участок, где были цветы, лекарственные травы, овощи… Одного только винограда насчитывалось сто сортов. А через двадцать лет, в 2001 году, вернулась на малую родину, в Белоногово, - вспоминает она.
Сначала устроилась завхозом в детский сад, потом специалистом в сельский совет, а после была избрана главой. Когда пошла на пенсию, то увлеклась составлением своей родословной. После непростого жизненного периода к ней пришло понимание, что нужно возрождать традиции предков, рассказывать молодёжи о том, что за прошедшие десятилетия было выхолощено и забыто. Поддержал её в этом начинании сын Алексей. Первые экспонаты: ткацкий станок, посуду, филейные скатерти, старинный столик 1906 года выпуска отдали старожилы села Иван Кириллович Булатов и Василий Минеевич Скоробогатов. Учитель истории Ольга Михайловна Кашина вместе с учениками тоже ходили по домам и собирали старинные вещи. В создании Центра приняли участие многие жители села, работники местного Дома культуры. И наконец в доме Вавила Викуловича Белоногова, построенного в 1901 году, 1 августа 2018 года был открыт центр русской старообрядческой культуры «Истоки».
Дом, построенный по всем правилам старообрядцев, с круговым выходом через горенку, быстро пополнялся новыми экспонатами. Позже во дворе появилась часовенка, восстановили баню, которая топится по-чёрному, в амбарах хранится сельхозинвентарь и предметы для ремёсел, выстлано половичками крыльцо у малой избы (в старину наши предки её использовали как летнюю кухню). Сейчас в центре проводят, соблюдая традиции, Рождество и Пасху, Вербное воскресенье и Петров день, летние Спасы и дни памяти святых: Николы Чудотворца и Иоанна Крестителя.
- Во всём помогают односельчане, никто не отказывает. И угощение для гостей готовят, и в праздниках участвуют. Вот на Рождество подготовили инсценировку сказки «Двенадцать месяцев». Я была Февралём, - говорит Анна Ульяновна.
- Почему выбрали этот месяц?
- Так у меня день рождения 6 февраля, как у Курганской области, - отвечает она со смехом и уже серьёзно добавляет, – надо любить свою малую родину. Один из уважаемых людей нашей страны так сказал про старообрядцев: «Это гордость нашей нации. Именно они сохраняют славянские корни!» Что тут ещё можно добавить…

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Жизненная история о силе духа

Все новости рубрики Культура